Режим работы
пн-пт: 10:00-21:00; сб-вс: 08:00-23:00
+7 (916) 601-15-46
 
Зимний кайтинг. Борис Филимонов.

Зимний кайтинг. Борис Филимонов.

От парусной лыжи к кайту - особенности зимних гонок, оборудование и выбор кайтов. (По итогам соревнований 2002г на зимнем кайте и многолетнего участия в гонках на парусной лыже.)

1.Введение
2.Три основных курса и способы их прохождения
2.1. Бейдевинд (Лавировка против ветра.)
2.2. Галфвинд (полный бейдевинд и острый бакштаг).
2.3. Бакштаг.
3. Старт и его особенности.
4. Судейская бригада
5. Особенности оборудования
5.1 Кайты
5.2 Лыжи
5.3 Трапеции
5.5 Рюкзак и упаковка
5.6 Шлем и защита
1.Введение
Движение под кайтом своеобразно и неповторимо, ваш парус не закреплен на снаряде, а находится в полете, хотя и не в свободном. Управление и передача тяги осуществляется через стропы. Тяга направлена исключительно прямо к кайту (змею или летающему парусу). В моделях этого сезона не использовались иные методы управления кайтом кроме как управление направлением полета, что и выразилось в характерной технике движения. А она исходит из следующего: кайт должен находится достаточно близко к тому направлению, куда вы хотите двигаться, а тяга напрямую зависит от скорости потока воздуха, в котором находится кайт.
Если с первым все более или менее просто, то со вторым все гораздо сложнее. (Впрочем, проблемы второго рода всегда остро вставали на всех парусных судах и снарядах.) Таким образом, для увеличения тяги необходимо разогнать кайт (усилить истинный ветер гораздо сложнее). Это достигается как увеличением собственной скорости пилота относительно истинного ветра (ходьба коньковым ходом на лыжах, как и толкание на парусной лыже) так и или разгоном кайта в ветровом окне (отсюда основной* принцип в выборе кайта: он должен быстро летать и хорошо управляться). Для уменьшения тяги уменьшить скорость кайта в потоке воздуха, что уже совсем не просто.

2.Три основных курса и способы их прохождения
2.1. Бейдевинд (лавировка против ветра).
Как и парусные лыжники кайтеры могут хорошо лавироваться против ветра, что по началу казалось невозможным, а по ветру могут еще лучше.
Однако есть свои особенности: если в слабый для имеющегося кайта ветер вы можете заставить его выписывать «восьмерки», то при сильном для него ветре ваши действия ограничены приведением и уменьшением собственной скорости т.о. вы можете идти круче к ветру, но медленнее при этом опуская кайт максимально низко к земле (не смотря на большую нагрузку в этом положении легче всего не сорваться с курса т.к. усилие максимально горизонтально). Иногда при порывах это физически невозможно и кайт срывает вас вплоть до бакштага . Таким образом целесообразнее нести меньший кайт идти полнее к ветру и быстрее тем более что сил тратиться намного меньше при этом проигрыша на бакштаге из-за меньшей площади не будет. При большом количестве участников это особенно актуально т.к. маневрировать на перегруженном кайте практически невозможно. Это не означает что кайт должен быть совсем маленький, но он должен быть меньше того который вы способны неси в бейдевинд. При оверштаге надо делать "корову", стараясь как можно меньше потерять в высоте, при перегоне кайта с одной стороны на другую, да и позаботится о соперниках, которые идут сзади и наветреннее, правда, неизвестно как. По правилам вы становитесь заложником идущего сзади.

2.2. Галфвинд (полный бейдевинд и острый бакштаг).
Самый приятный и быстрый курс на кайте. При переходе к острому бейдевинду в сильный ветер надо поднять кайт и притормозить. Если не можете нести кайт низко, можно поднять вверх, при этом маневре вас наверняка сорвет, но в дальнейшем упадет скорость и дальше все пойдет легко.

2.3. Бакштаг.
Гоняете кайт вверх-вниз практически в любой ветер чтобы идти максимально полно при этом траектория по земле тоже кривая: при взмахе вверх уваливаетесь, вниз - приводитесь.

3. Старт и его особенности.
Очень и очень важная и сложная процедура. Держать в воздухе неподвижный кайт сложно и утомительно. Резко увеличивается опасность запутывания с соседями, поэтому большинство поднимает его в воздух за минуту до старта. До этого его надо удерживать на земле в стартующем положении, что тоже не просто особенно в сильный и порывистый ветер. После финиша в гонке, стропы имеет смысл смотать, дабы они не стали, чей ни будь жертвой. Серферы забывают что они существуют, кайтеры видят как правило только свои, прочие думают что змеи летают сами по себе. Так что умение сматывать и разматывать стропы, что происходит и при замене кайта, обязательно. В 2002 гонке по Имандре автор проделал это 9 раз. А опоздание в связи с этим на старт составило 4 раза из 15 за сезон и 3 из 4 на чемпионате России в СПб. Там же из-за строп (и из-за организаторов соревнований которые провели всего 3 гонки вместо нормальных 9 при наличие всех условий) А. Ражев лишился призового места.

4. Судейская бригада
Для проведения соревнований желателен коллектив судий, имеющий опыт проведения парусных соревнований. При расстановке дистанции он должен обратить внимание на знаки находящиеся под высоким берегом, если с него дует ветер, турбулентные потоки воздуха наверняка не дадут змею спокойно летать, такие знаки бывает обогнуть очень сложно, тоже относится и к старту у наветренного берега.

5. Особенности оборудования
5.1 Кайты
основной принцип в выборе кайта: он должен быстро летать и хорошо управляться. Информация получается при одновременном тестировании разных змеев, как в индивидуальном тесте, так и в групповом. Набор признаков хорошего кайта по внешнему виду:
1. Примерно симметричный по высоте профиль при максимуме с верху на 1/4 длинны, а снизу 1/3. Т.о. получается S-образность по средней линии профиля.
2. Крепление строп осуществлено через секцию, таким образом, их становится значительно меньше, а стропы привязок 0.5 мм (для гоночных кайтов). Толщина строп управления минимально допустимая.
3. Отсутствуют наружные швы на верхней поверхности, а сами швы не посажены. Наружные нитки, при движение кайта по снежной и особенно ледяной неровной поверхности, начинают сучиться, тянуть шов, а потом рваться.
Более подробно в статье "как сшить кайт самому"
4. Большие удлинения целесообразны на больших кайтах 6 м. кв. и больше.
меньшие змеи должны быть более устойчивы в потоке и к запутыванию.

5.2 Лыжи
Для гонок достаточно простых лыж 195 см. Более длинные не удобны на поворотах. Желательно оборудовать их высокими креплениями, чтобы на льду ботинок его не касался при откренивании, в противном случае вам придется постоянно контролировать угол наклона лыж, чтобы не сорваться.
Для прыжков лучше более короткие карвинговые лыжи на них вы можете бес потери скорости привестись перед прыжком.

5.3 Трапеции
Ни в коем случае не выбрасывайте вашу старую сидячую трапецию, она идеально подойдет. Для того чтобы комфортно чувствовать при тяге в бок, рамка с крюком должна быть сбоку, а, чтобы, управлять змеем с помощью ручек, должен быть ролик (для планки подходит обычный крюк). То есть вам нужен стандартный крюк с роликом (если ролик пластмассовый не забудьте его смазать, чтобы он вращался, так как при заклинивании он прорезается). Для перемещения его из стороны в сторону нужен переходник из ремня той же ширины что и на трапеции длиннее размера крюка на 15 см (примерно) с металлическими рамками на концах для креплении к трапеции (как у крюка) в результате крюк двигается по нему из стороны в сторону.

5.4 Одежда
Идеален полный комбинезон и не забудьте про подшлемник в сильный или холодный ветер.

5.5 Рюкзак и упаковка
У вас должен быть максимально удобный рюкзак, вмещающий 2-4 кайта с поясом и грудным замком на лямках. Кайт и ручки должны упаковываться в мешки, из того же материала, из которого сшит кайт, они занимают мало места и легко убираются в карман.

5.6 Шлем и защита
Шлем необходим и обязателен. Он защищает от:
1. Ударов головой об лед.
2. Лыж с острыми кантами. При повороте рядом идущего может подбросить вверх до уровня вашей головы (проверено на практике).
3. От ветра.
В остальном, от ударов страдают бедра и локти.
Спасательный жилет необходим в начале и в конце сезона при формировании и таянии льда, а также в сложной ледовой обстановке.


10.10.2009

Возврат к списку