Режим работы
пн - пт с 9:00 до 23:00
сб - вс с 9:30 до 22:00
веб-камера 1    запись
веб-камера 2    онлайн
             
 
Спортивный кайтинг для всех! Роман Любимцев.

Спортивный кайтинг для всех! Роман Любимцев.

Участвуя в соревнованиях, очень грустно наблюдать, как три-четыре гонщика обходят остальных на круг и более. Такой разрыв нельзя объяснить разницей в физической подготовке или какими-то чудодейственными свойствами кайтов. Все дело в технике управления, причем ничего сложного и недоступного здесь нет, надо всего лишь, иногда анализировать происходящее с Вами и змеем. Конечно, если есть желание кого-нибудь обогнать...

Эта статья предназначена для любителей быстрого катания на кайте, в том числе и по гоночной дистанции.

1. Лавировка

Задача - не просто двигаться на ветер, а двигаться возможно быстрее. Эта скорость зависит от аэродинамических свойств кайта, техники движения, типа покрытия, физических возможностей гонщика, скольжения лыж и, наверное, еще от чего-нибудь, но если принять все прочее как данность, надо рассмотреть более подробно особенности техники движения и управления кайтом.

Основная проблема в том, что у большинства современных спортивных кайтов, невозможно изменять тягу, иначе как работая задними стропами, ведя кайт восьмеркой и изменяя курс. То есть, даже если площадь кайта идеально подходит для силы ветра, что бывает крайне редко, при любом изменении курса, тяги будет то много, то мало. То же самое относится к отходам и заходам ветра. На практике, спортсмен постоянно изменяет курс, положение кайта в пространстве, смещает копус относительо лыж, меняет угол закантовки и т.д. Эти изменения могут быть очень незначительными и со стороны малозаметными, но именно такой подход обеспечивает непрерывную оптимизацию характеристик всей системы и позволяет развивать максимальную скорость по генеральному курсу (в данном случае на ветер).

Возможны несколько типовых ситуаций.

Случай первый - ветра немного не хватает.
Признаки - при попытке пойти круто к ветру, скорость падает, кайт уходит вперед, на край ветрового окна, Вас все обгоняют : (
Надо увалиться на курс полный бейдевинд, поднимая кайт вверх, сделать движение кайтом сверху вниз, нагрузить кайт корпусом и слегка поджать задние стропы. Тяга увеличится. Теперь надо начать плавно (по очень пологой дуге) приводиться, причем, очень важно, что бы поворот был резаным, без проскальзывания, иначе скорость, необходимая для начала лавировки будет потеряна. Если ветра мало, основная проблема - как сохранить скорость на курсе гоночный бейдевинд! Надо выбрать такой лавировочный угол, при котором набранная уваливанием скорость, не будет потеряна. Для этого можно делать микроуваливания и приведения, буквально на несколько градусов, если скорость немного падает. Можно сохранять курс, используя ориентиры, но надо помнить, что движение происходит относительно ветра, а он может изменять направление.
Главная рекомендация - как только скорость падает, немедленно немного уваливайтесь с набором скорости, и плавно приводитесь, стараясь ее не потерять.

Случай второй - ветра многовато.
Приметы - скорость набирается сама собой и ее сразу же становится бесконечно много. Трудно удержаться на курсе - Вас срывает и сносит далеко по ветру. При попытке поднять кайт вверх, возможны подлеты.
Сначала надо остановиться. Перед началом лавировки исходное положение такое: между лыжами и направлением ветра 35-40 градусов, кайт находится на границе ветрового окна впереди. Что бы оставаться на месте, надо на каждый позыв кайта начать движение, реагировать энергичным зарубанием лыж в снег или лед.
Теперь основной задачей будет - не набрать слишком много скорости, за счет чрезмерного уваливания.
Итак, делаем движение кайтом вниз и немного уваливаемся. Надо попробовать сохранять курс и скорость.
Кайт надо вести в двух-трех метрах над поверхностью, так лучше сцепление с дорогой .
Как только почувствуете себя уверенно, можно еще немного увалиться и увеличить скорость, а затем немного привестись и продолжить движение в новом скоростном режиме.

Если начинает развиваться срыв (лавинообразное увеличение скорости, с последующим стаскиванием под ветер), надо, как можно раньше, упереться лыжами, начав приведение, с проскальзыванием, одновременно максимально отпустив задние стропы. Все это, в сумме, приведет к клевку кайта вперед и к кратковременному уменьшению тяги. Это мгновение надо использовать для дальнейшего приведения и торможения.

Таким образом, осторожно приближаясь к "зоне срыва", можно выбрать режим движения, соответствующий текущим задачам (короткая гонка, марафон, поход, покатушки), поскольку скорость (и нагрузка), которую можно выдержать в короткой гонке по треугольнику, на длинном галсе (несколько километров) может преждевременно лишить Вас сил и помешать развить высокую среднюю скорость по дистанции.

2. Галфвинд. А также полный бейдевинд и крутой бакштаг.

Обычно, если в гонке или марафоне есть лавировка, то на галфвинде кайта всегда будет много и движение с кайтом опущеным в горизонт вряд ли будет возможным из-за больших нагрузок и постоянных срывов. Поэтому этот курс надо использовать для отдыха, подняв кайт вверх и удобно расположившись на трапеции. Скорость будет не такой большой, как если бы кайт был внизу, но поскольку курс и так очень быстрый и занимает мало времени, то экономия сил будет более полезной. Перед поворотом на лавировку, надо заранее начинать гасить скорость, иначе пронесет мимо знака!

3. Полный бакштаг.

Проблема в том, что если кайт оптимален для лавировки против ветра, то по ветру его будет постоянно не хватать. Но даже на коротких марафонах (до 40 км) замена кайта на больший нецелесообразна, из-за большой потери времени.
Поэтому надо научиться набирать скорость на курсе крутой бакштаг и увалившись не терять ее. Если скорость падает, надо привестись с ускорением и снова увалиться. Некоторые кайты позволяют увеличить скорость движения если их вести восьмеркой, приводясь к ветру, когда кайт идет вниз и уваливаясь при движении вверх.
У других достаточно поджать стропы управления. Если дорога легкая (лед), а ветер слабый, то важнее поддерживать высокую скорость, нежели идти ближе к генеральному курсу. Поворотов должно быть как можно меньше, поскольку на набор скорости уходит много времени.

Все эксперименты с лавировкой по- и против ветра, лучше проводить со спарринг-партнером, на одинаковых кайтах, (если он хорошо гоняется - вообще супер!). Пристраивайтесь за ним и пытайтесь его обойти! Через некоторое время это и произойдет.

Специальные приемы управления кайтом.

Если Вы уже хорошо умеете распутывать стропы и уверенно режетесь против ветра, возможно это будет интересно.

Если складывается консоль кайта и запутывается в стропах, сначала надо остановить вращение и поднять кайт вверх. Затем сделайте "полный срыв", глубоко затянув задние стропы. Обычно одного-двух срывов достаточно, что бы консоль выбило из строп при перенаполнении.

При перекручивании строп на несколько оборотов, очень эффективно их раскручивать с помощью "негатива" или "вертолета".

Поднимите кайт вверх, затяните задние стропы почти до срыва, затем одну полностью отпустите, а вторую затяните полностью (на больших кайтах иногда приходится тянуть за стропу, хода ручки не хватает). Кайт начнет вращаться вокруг оси, расположенной на крыле, одна консоль летит передней кромкой вперед, а другая назад. Разные кайты ведут себя в этом режиме по-разному. Воможно подгибание консоли, а иногда купол сохраняет форму. Этот прием очень эффективен в сильный ветер, когда нежелательно опускать кайт на лед, а распутывание нормальной спиралью приводит к опасному росту тяги.

Очень полезно играть кайтом в режиме змея (без лыж), вызывая складывания, "галстуки", выполняя срывы и "вертолеты".

Применяя эти нехитрые приемы, можно значительно расширить диапазон использования кайта и сделать катание более безопасным.

18.01.2006

Возврат к списку