Режим работы
пн - пт с 9:00 до 23:00
сб - вс с 9:30 до 22:00
веб-камера 1    запись
веб-камера 2    онлайн
             
 
06.02.2007. Марафон Жигулевское Море 2007. Тольятти, 01-04 февраля 2007 г. Организатор Алексей Ражев, Сила ветра. Проблемы организации. Виктор Гладышев.

06.02.2007. Марафон Жигулевское Море 2007. Тольятти, 01-04 февраля 2007 г. Организатор Алексей Ражев, Сила ветра. Проблемы организации. Виктор Гладышев.

Формат состоявшихся соревнований, и рекордное количество участников – 64, настраивает не на детальное описание тактической борьбы, а на анализ особенностей организации соревнований в таком формате и на ошибки в этой организации.
Ветер был три дня из четырех гоночных дней, а если учесть, что многие приехали накануне и покатались, то было 4 катальных дня из 5ти - очень высокий КПД. Поэтому общее впечатление от соревнований благоприятное. Тем более, что в дополнение к ветру, было солнце, не было серьезных травм и никто не заблудился.
Жили очень комфортно на корабле, переделанном под гостиницу. Просторные каюты, почти всегда горячая вода, вкусное, хотя и не дешевое питание в корабельном ресторане, сауна в трюме. До старта метров 400 по набережной.
Встреча на вокзале и проводы были организованы отлично, награждение состоялось вовремя, грамоты всем участникам, ценные призы победителям. Отличная зимняя погода. Полное ощущение праздника.

Итак – спортивная часть мероприятия.
Интересующихся детальным описанием Марафонских соревнований и правилам по которым они проводятся, отсылаю к Правилам соревнований, например, сюда: Правила соревнований по кайтсейлингу. Здесь же хочу упомянуть только основные признаки марафона. Длина дистанции, которую должны пройти участники 30 – 60 км по генеральному курсу. Время прохождения рассчитывается исходя из средней скорости 15 км/ч, и составляет от 1 до 5 часов (с учетом контрольного времени), в зависимости от ветровых и дорожных условий.
При проведении марафонских гонок особое значение имеют вопросы безопасности участников соревнований. Такие изменения погоды как пурга, туман, ослабление ветра, значительное усиление ветра, могут привести к тому, что участники не смогут продолжать движение или заблудятся. Поэтому при проведении соревнований в формате Марафон, особое внимание следует уделять регистрации участников перед стартом и в конце гоночного дня, наличию у всех участников средств навигации, связи и, при необходимости, сигнализации. Вопросу безопасности посвещен отдельный раздел Правил соревнований по зимнему кайтсейлингу (Приложение 2). Активное участие в обсуждении и доработке этого раздела в марте 2006 г принимал организатор этих соревнований Алексей Ражев.
Яхтсменам и кайтерам, принимавшим участие в соревнованиях, хорошо известно, что в парусном спорте есть понятие Гоночной инструкции - §16 Правил. Гоночная инструкция (ГИ) – это что-то типа Талмуда – сборник обязательных для соблюдения участниками и судьями правил, дополняющий и уточняющий Положение и Правила соревнований. ГИ определяет, как будут проходить соревнования, как будет организована стартовая процедура, спасение и т.д. Интересующихся отсылаю на страничку Правила http://www.windschool.ru/Winter_kite/pravila.html. Изменения ГИ возможны ТОЛЬКО ПИСЬМЕННЫМИ РАСПОРЯЖЕНИЯМИ Главного судьи соревнований.
Надо сказать, что отклонения от ГИ, розданой каждому участнику, начались с первого дня (желающие могут ознакомиться с ГИ этих соревнований на сайте организаторов, а именно - здесь: http://www.sila-vetra.ru/index.php?go=Page&id=8). В первый день так и не удалось найти ни одной из двух, обещанных в ГИ досок объявлений. Их не было ни в гостинице, ни на Старте (п.14 ГИ). На второй день доска в гостинице появилась, но на ней до конца соревнований так и не появились ни схема дистанции, ни разметка предстартовой зоны, как это было обещано в п 4. ГИ.

День первый. Ветра не хватает, старт откладывется, но эллинг (зона парковки кайтов) на льду так и не появилась. Если учесть, что некоторые из 64-х участников подготовили для гонки по два-три кайта и разложены они были без какого либо порядка, езда участников по стропам была обычным делом в наш первый гоночный день. В довершение предстартовой картины, судейский снегоход на хорошем ходу въехал в импровизированную зону парковки и, зацепив стропы парочки кайтов, поволок их к старту. Оказалось, что водителям снегоходов никто просто не рассказал, что кайты – это не только купола, но и 30-ти метровые стропы, плохо заметные на снегу.
Ветер 3-4 м/с. Все лидеры обкатывают купола 9-11 м. У меня 10-ка, отхожу от линии старта на восток и чувствую усиление. Как бы не было много 10ки Рапида. На всякий случай готовлю Рапид 8,5 - буду "умирать" - на обратном пути поменяю кайт.
Гонка №1.На брифинге, который перед стартом проводит Алексей Ражев, нам рассказывают дистанцию. Оказывается, что знак №2 надо огибать не правым «бортом», как это описано в ГИ, а левым. Направление на первый знак указывается рукой, а на просьбу уточнить направление я получаю ответ «движение к знаку в полветра». Нужно понимать, что в полветра – это галфвинд, т.е. курс близкий к 90° , и при отклонении от этого курса на 10° «уход» от знака через 4 км составит 700 метров. Брифинг закончен - старт через несколько минут. Никакой регистрации на старте не производится, хотя по ГИ – это обязательно – п. 3 ГИ. Никакой проверки наличия у участников карты, компаса (или навигатора GPS) – п. 8 ГИ, не производится.
Ладно, стартуем и полетели. Лыжи едут, Рапид тянет отлично (хорошо, что догадался "заострить" кайт перед гонкой), начинаю отрываться и пытаюсь высмотреть знак. Ориентиров никаких, кроме своего курса. Единственное, что помогло идентифицировать некий предмет на льду как знак, был машущий руками мужик на снегоходе в 20 метрах от «предмета». Роль знака выполнял небольшой (не более метра высотой) цилиндр темного цвета. Потом я вспомнил, что видел такой надувной буй у кафе, где проходило открытие, но в ГИ черным по белому сказано, что поворотными знаками являются ФЛАГИ КРАСНОГО ЦВЕТА –п.4 ГИ.
2-й знак – один из ограничивающих стартовую линию знаков, промахнутся было трудно, к тому же – это был флаг красного цвета.
История с нахождением знака №1 повторилась на знаке №3. Если бы не размахивающий руками контролер, найти знак, установленный на расстоянии 200 метров от берега, не удалось бы. Его просто не видно на фоне темной береговой линии.
На обратном пути ветер скис (своим ходом дошли трое – Ражев, Никуличев и я), но никакой информации о том, что результат будет зафиксирован по промежуточному финишу (огибание знака 2), и о том, что началась снегоходная эвакуация, и надо выходить на линию подбора участники не получили. Кажется, об информировании участников никто из организаторов и судей даже не подумал, хотя номера мобильных телефонов были собраны при регистрации. Как потом выяснилось, нескольких участников так и не подобрали и они несколько километров возвращались пешком. Конечно, информирование службы спасения о необходимости подбора лежит на участнике, но контроль за тем, чтобы все вернулись, лежит на организаторах. А этого контроля не было. Все обошлось благодаря хорошей погоде. Как сказал наш детский тренер Василий Михайлович Бессонов (атеист) «Бог милостив».
Промежуточный финиш у меня 1й.

День второй. Ветра нет. Оделись, пришли на старт, погуляли, потренировали с детьми коньковый ход, попытались уговорить организаторов устанавливать зону парковки.

День третий. Эллинг на льду размечен – Ура! Доски объявлений нет.
Гонка №2. Координаты знака №1 судья диктует на брифинге. Надо умудрится на ветру и морозе -15° вбить координаты в навигатор, воспринимая их на слух. Не удивительно, что несколько участников ошиблись, и отмеченная точка оказалась, как потом выяснилось, на 2 км дальше знака. Направление по компасу неизвестно, и что делать тем, у кого только компас непонятно.
Знак №2 – стартовый.
Координат знака №3 не дают вовсе. Про него судья говорит, что знак находится в направлении на юг на расстоянии 10 – 12 км. При этом выясняется, что знаки №№ 2 и 3 нужно обогнуть дважды – что является нарушение ГИ, где сказано, что после огибания знака №3 следует финиш. Как обходить знак №2 на петле не понятно. Как выяснилось, почти все гонщики обходили его левым «бортом», нарушая ГИ и идя лоб в лоб тем, кто огибал этот знак первый раз идя от знака №1. Кажется, об этом тоже никто не подумал (если нет схемы, то сообразить это судье-яхтсмену, не привыкшему к кайтовым скоростям, практически невозможно). Но «Бог опять был милостив».
Ладно, куда ехать более-менее понятно. Старт, полетели.
Опаздываю на старт секунд на 15, поэтому первые пару километров обхожу ушедших вперед. Дольше всех доставал Ражева и вот на последней трети отрезка до знака №1 впереди только Никуличев. Летим на 10-ках с передозом. Первый отрезок пути около 8 км, скоро должен быть знак. Стрелка навигатора скачет, поймать направление не могу. Иду за Димой. Расстоянии до знака по навигатору начинает увеличиваться. Сначала останавливается Дима, потом я. Ждем Ражева. Леха проносится мимо и устремляется вперед. Ну что ж – он местный, он знает. Поднимаем купола – и за ним. Отрыв от остальных большой, и что происходит сзади нам не видно.
К тому времени, как я принял решение возвращаться, я ушел от знака на 5,5 км, т.о. лишний путь 11 км. На обратном пути найти знак удалось – и это был опять не флаг, а темный цилиндр с обнимающим его контролером (не удивительно, что пройдя от знака на расстоянии 320 м никто из лидеров его не заметил). Как потом выяснилось, Юра Шувалов заметил знак, только потому, что к нему бежал, размахивая руками, контролер на знаке. Нам не повезло – нам никто не махал руками.
Вернулся на финиш (знак № 2) и отправился на юг (10-12 км) на поиски знака №3. Уйдя на 9 км, оказался под противоположным берегом в большой толпе рыбаков. Понял, что знака №3 мне найти не суждено (видимо остался где-то в стороне), и стал возвращаться. По дороге назад, когда солнце светило в спину, а не в лицо, заметил маленький цилиндр и обнимающего его контролера. Как показали замеры, знак находился на расстоянии 4,5 км от линии старта, а не на расстоянии 10-12 км, обещанном Главным судьей. На финише мы узнали, что Ражев, идущий сзади, оказался более зорким, и смог найти знак еще по дороге на юг. Поэтому он был на финише 9-м, а Дима и я 14-м и 15-м соответственно. Vktarget — передовой проект, предоставляющий услуги по накрутке подписчиков, лайков ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Instagram, Twitter, Youtube. Он просто выступает посредником между теми, кто хочет купить пару лайков, естественно не бесплатно и теми, кто эти лайки поставит, соответственно за деньги. Узнай прямо сейчас как зарабатывать в vktarget новичку без вложений. Данный заработок очень прост в исполнении. Так как суть заработка — это выполнение заданий в социальных сетях. В принципе, этим всё сказано. Выполнение заданий не занимает много времени. К тому же я, пройдя в итоге лишних 20 км в этой гонке (60 вместо 40), на пару минут не уложился в контрольное время, и в протокол был внесен мой приход по промежуточному финишу – 27й!

После финиша пытаюсь уговорить Алексея Ражева использовать в качестве знаков флаги, как он сам это написал в Гоночной инструкции. Как оказалось - уговорил.

День 4й. Дует южный ветер. Идти надо на 6-ках. Была бы 5-ка - взял бы ее, но в линейке Рапидов самый маленький - 6-ти метровый.
Эллинг есть. Доски объявлений нет. Учета стартующих нет. Координаты точки списываю с навигатора Ивана Борунова – корифея ДЖИПИЭС-навигации.
Гонка №3. Старт и направление на знак №1 опять в галфвинд. Полетели. Первые три четверти дистанции передозит даже на 6-ке.. Приходится выводить кайт наверх. Хорошо, что уменьшил угол атаки Рапида, иначе со своими 62 кг не доехал бы. Дружной компанией Ражев, Гладышев, Никуличев, Шувалов подходим к знаку. И в качестве знака на этот раз ФЛАГ. Правда флаг низенький, и развевается он вдоль льда, но все равно, виден он за 800 м. На обратном пути тяжелый Дима может нести кайт чуть ниже и обходит нас с Лехой. Огибаем знак №2, он же – промежуточный финиш. И – на юг, на знак №3, его координаты те же, то и вчера (теперь они известны, т.к. были считаны с трека). Плотной группой огибаем знак №3 : Я, Ражев, Никуличев, чуть дальше – Шувалов.
На полном курсе удается оторваться от Ражева метров на 200 и … не нахожу знак №2 (это красный стартовый флаг, который надо обогнуть и уйти на вторую петлю на знак №3). Группа судей и зрителей плотно загородили невысокий флаг так, что он совершенно не виден со стороны дистанции (надо было смотреть в ДжиПиЭс, но на скоростях около 60 км/ч все внимание на дорогу и на кайт).
В поисках флага прохожу ниже на 200 метров и понимаю это, только когда вижу нижний желтый флаг стартовой линии. Теперь уже вся лидирующая группа обогнула знак и находится впереди меня. Осталась одна петля. Лавировка слишком короткая – не достать. На первой половине обхожу Юру Шувалова, и огибаю знак №3 третим. Впереди Ражев и Никуличев. На полном курсе приближаюсь, но достать не удается - только 3й. На треке 40 км.
Интересные гонки, настоящая борьба, отличная погода: ветер, солнце и дорога!

А теперь бочка дегтя в эту ложку меда. Все-таки это были соревнования, а не фестиваль или дружеские покайтушки. Тем более - соревнования со статусом 2-го Этапа Кубка России. К организации спортивной части претензий очень много.
Проблема безопасности была только отражена в ГИ. На практике никакого учета участников, ушедших на дистанцию и вернувшихся с нее, не проводилось. Стартовые флаги (Подготовительный и красный флажок «1 минуты») были не видны, просто по причине своего крошечного размера.
Стартовая бригада судей в двух гонках из 3-х находилась на наветренном стартовом знаке, и была не видна участникам (просто потому, что при старте наветренный знак находится у гонщиков за спиной).
Слабенький звуковой сигнал мегафона был не слышен уже на середине стартовой линии. Сигнализация флагами во время Стартовой процедуры описана и проводилась так, что в течении 4-й и 5-й минут вывешены 2 флажка – «Предупреждение» и «Подготовительный», и те же два флажка вывешены в течении 3х минут пока старт открыт. Т.о. взглянув на флаги нельзя понять, то ли до старта одна - две минуты, то ли старт уже дан!
Эллинг появился только ко второму старту.
Доски объявлений на старте нет.
Схемы дистанции нет.
Координаты выдаются устно за 20 минут до старта.
Вместо флагов в качестве знаков мало заметные цилиндры.
Розовые майки контролеров уже со 100 метров выглядят как черные и контролер на знаке не отличим от рыбака.
Флаги, используемые в последней гонке в качестве знаков, имели высоту 1 м и были такого темного цвета, что с 200 м выглядели как черные.
Все это изменило формат соревнований с Марафон на Ориентирование с использованием кайта. А к таким соревнованиям и готовится надо по-другому, и одеваться теплее.
Кайтинг – молодой вид спорта, но и в нем уже много чего напридумано. Просто нужно использовать Правила.
Из собственного опыта участия и судейства могу сказать, что совмещать судейство, организацию и участие без значительного ущерба чему-либо пока не удавалось никому.

РЕЗЮМЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ.

- Гоночную инструкцию надо соблюдать.
- Изменения в ГИ надо оформлять Распоряжениями Главного судьи.
- Схема дистанции должна быть. И она должна быть в районе старта.
- Стартовая процедура должна быть внятной.
- Стартовая бригада должна быть видной стартующим участникам.
- Звуковой сигнал, если он используется, должен быть слышен.
- На карте должны быть указаны стороны света.
- Поворотные и стартовые знаки должны быть хорошо видны со стороны дистанции (давно используемые в Питере и на "Онего 2006" пирамиды оранжевого цвета, зарекомендовали себя самым лучшим образом).
- Контролеры на знаках должны быть проинструктированы, и не должны загораживать знак от участников.
- Все привлекаемые для работы люди (водители снегоходов, дежурные в эллинге и т.д.), должны проходить обязательный инструктаж по устройству кайта, особенностям кайтинга и поведения кайтеров на старте и в гонке.
Ну и последнее:
- Гоночная инструкция – это документ, который пишется только для участников и судей (его не видят ни спонсоры, ни администрация, ни спасатели). Не надо включать туда пункты, выполнять которые не планируется, или невозможно, т.к. в этом случае, выполнение тех пунктов, которые выполнять планируется, станет невозможным. Господа организаторы, соблюдайте Гоночную инструкцию, которую Вы написали.

06.02.2007

Возврат к списку