Режим работы
пн-пт: 10:00-21:00; сб-вс: 08:00-23:00
+7 (916) 601-15-46
 
09.04.2008. Соревнования по сноукайтингу в Мурманске на Празднике Севера 25 - 31 марта 2008. Наши любимые грабли - организация и судейство. Виктор Гладышев.

09.04.2008. Соревнования по сноукайтингу в Мурманске на Празднике Севера 25 - 31 марта 2008. Наши любимые грабли - организация и судейство. Виктор Гладышев.

Этой весной решил не ездить в Петрозаводск на Онего 2008, а поехать в Мурманск на Праздник Севера. Во-первых, боялся всегдашнего Онежского галфвинда (после травмы в слаломе на ЧП галфвинды по льду колено просто не выдержит), а во-вторых, в Петрозаводске я уже был 4 раза, а в Мурманске – ни разу.
Соревновались на реке Тулома в 25 км от города. Жили в турбазе Теремок, в 2х – 3х местных маленьких номерах без розеток и полотенец (но с отличной шумоизоляцией). Туалет этажом ниже, помыться можно в бане, которая в 100 метрах. Готовили сами на кухне. Приличный продуктовый магазин в городе Мурманске, куда добраться можно только на машине друзей. Много времени уходило на жизнеобеспечение, но близость реки, отличные условия яхт-клуба по подготовке лыж и хорошая компания окупали все это с лихвой.
По программе соревнований, заявленной в Положении: три дня рейс, четвертый день - марафон, пятый день – заезды на скорость.
В первый день смогли провести две гонки. Принципиальной позицией судей было проводить отдельно гонки для парусной монолыжи и для кайтов. Т.е. пока лыжа не финиширует, старта кайтам не давали.
Весь первый день привыкал к дороге – в этом году по нормальному снегу вообще не гонялся (марафон в Тольятти не в счет – это не гонки, а лотерея с последующей борьбой за жизнь). В первой гонке выбранного кайта было сильно много (11 кв.м), и ехать не мог совсем (12-й приход), во вторую взял 7.5, а тут-то и подкисло – теперь площади не хватало. Сказывалась привычка гоняться по льду, когда можно разогнать кайт и ехать на вымпельном ветре. На рыхлом снегу этот номер не проходит, и ожидаемого вымпельного ветра не получаешь (6й приход). Состав очень сильный и плотный – без арьергарда. Дистанция короткая, т.е. если со старта ушел неудачно, то в пятерку на оставшемся от лидеров ветру уже не пробиться.
Второй день вселял надежду – дуло опять вдоль водоема от 2 до 4 м/с, и можно было потягаться на Зеро 11 с Флайсюрферами, Велосити и Сержантами от Эдика Радаева. Однако старт все не давали и не давали. Покатавшись часа 3 (практически у всех купола 10, 11, 15 и 19 кв. метров), поинтересовался, почему не дают гонки. Главный судья ответил, что в Правилах есть пункт, что нельзя проводить при ветре меньше 3-х м/с, и он боится протеста, который обещал подать Шемякин. Поразительная ситуация!
Во-первых, в Правилах соревнований ограничений по ветру нет, во-вторых, любой пункт Правил можно отменить ГИ, а в ГИ можно внести изменения распоряжением Главного судьи (параграф 6, пункт 3б). Ну а в-третьих, ну что такого страшного в протесте даже самого Шемякина (который на призовые места не претендовал, Правил с собой не взял и, конечно, протест подавать не стал бы)! Мне кажется, гораздо страшнее, что 25 человек, некоторые из которых проехали 3 тысячи километров, чтобы поучаствовать в соревнованиях, целый день ждут гонок в совершенно нормальных ветровых условиях!
В общем, так гонок и не дали – просто катались 5 часов. Зато наутро появилось распоряжение Главного судьи о том, что гонки можно проводить в любой ветер, когда, типа, дует. Жаль, что на написании этого Распоряжения был потерян один гоночный день из трех.
В третий день провели 4 гонки по свежевыпавшему снегу. Дуло почти на 7.5 кв., чуть привык к снегу и приходы были уже 3, 4, 6, 2. Еще раз убедился в преимуществах гоночных Флайсюрферов. На снегу, где максимальная крутизна хода решающего значения не имеет, возможность оперативного изменения угла атаки при изменении силы ветра, дает преимущества.

На четвертый день нас повезли на автобусе за 40 км на Туломское водохранилище на марафон. Марафон 30 км до острова, 30 – обратно. В галфвинд. Ветер менялся от 10 до нуля и снова до 10.
Временами мне было самый раз Инфинити 5.5, временами кайты падали у всех и приходилось ждать. В основном мне ветра не хватало, и на обратную дорогу поменял 5.5 на Зеро 7.5.
В этих условиях флайсюрферы были вне конкуренции и заняли три первых места: Охотников, Лезинов, Ражев. Перипетии борьбы на дистанции отлично описаны у Алексея Ражева http://www.sila-vetra.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=93 .
А я, задержавшись на старте, всю дорогу просто наслаждался путешествием и пейзажем.

На пятый день главный судья в нарушение Положения, решили провести одну гонку курс-рейс. Ждали до последнего возможного времени старта – до 14. И все же задуло. За 15 минут до старта беру 11 метров. Для ветра 4-5 и тяжелого мокрого снега должно быть нормально. Ветер неровный, дует под углом с берега, а на берегу сопки и на порывах становится много. Уже после начала стартовой процедуры успеваю поменять на 8.5 Велосити. В стартовой зоне достаю анемометр – он показывает устойчивые усиления до 8,5 м/с – то-то меня переставляло, когда подходил к старту. В такой ветер хорошо ехать на 6-ке, но … поздно. Успокаивает то, что и у остальных перебор по площадям.
Со старты уйти удалось шестерым – три флайсюрфера и три ручечника – я, Макс Шайдаков и Эдик Радаев. ФС оторвались от ручек сразу после огибания первого знака, а мы втроем так и боролись друг с другом оба круга. Самое трудно было обогнуть нижний знак в условиях, когда опустить купол на бакштаге и не убраться в тяжелом снегу – невыполнимая задача.
Мой 4-й приход в этой гонке и победа над всеми ручечниками – самый большой всплеск эмоций за все соревнования.
По сумме обогнать Игнатова так и не удалось (не хватило 2-х очков). Победил А. Ражев, 2-й М. Шайдаков, 3-й М. Игнатов, 4-й В. Гладышев, 5-й А. Охотников, 6-й Н.Николаев.
Протоколы можно посмотреть на сайте Мурманского морского порта здесь http://www.portmurmansk.ru/imgs/news/Kayting.xls .

Свежие, не замутненные азартом борьбы впечатления от Праздника Севера можно прочитать здесь http://juls-fer.livejournal.com/2614.html.

Общее впечатление о поездке и соревнованиях благоприятное. Жаль, что снова пришлось столкнуться с проблемами судейства, которые, казалось бы, уже многократно разжеваны и в кайтовых соревнованиях сезона 07-08 уже почти не встречались (за исключением Чемпионата России 2008 на Сенеже, где судила та же бригада). Судей, которые интересуются тем как квалифицированно проводить кайтовые соревнования, отсылаю к Памятке Главному судье соревнований http://www.windschool.ru/Winter_kite/pamiatka.html, написанной по результатам Жигулевского моря 2007.

Здесь же хочется напомнить некоторые правила организации и судейства соревнований, имеющие прямое отношение к проведению гонок в Мурманске на Празднике Севера 2008.

0. Кайтовые соревнования отличаются от соревнований по парусной монолыже (а так же от других парусных соревнований, например - соревнований по виндсерфингу или классическому яхтингу). Другой снаряд, другой порядок старта, другие ветровые условия, другие скорости. Судейство кайтовых соревнований требует опыта, специального продумывания и подготовки. Очень полезно бывает пригласить в качестве судьи (не обязательно главного судьи) опытного кайтового гонщика.

1. Если ветровые условия позволяют (т.е. основная масса гонщиков уверенно перемещается по дистанции всеми курсами), надо проводить гонки.

2. Судейская бригада должна обеспечить наличие знаков на дистанции в течение всей гонки. Когда в 7-й гонке знак (маленькая фанерная пирамидка темно-красного цвета, еле заметная даже в вертикальном положении) был опрокинут, на втором круге было не понятно, что огибать. Т.е. нужно, чтобы 1) знаки были заметные, 2) знаки были надежно закреплены, либо на знаке должен быть контролер. Рассчитывать, что гонщик припаркует кайт и будет восстанавливать знак, как это записано в Правилах, по меньшей мере, наивно. Тем более, никто не будет делать этого, когда на знаке нет контролера. Судья по кайтингу должен понимать, что для того, чтобы припарковать кайт нужно отъехать на достаточное расстояние, вкрутить ледобур, вернуться к знаку пешком - на это уйдет от 3 до 10 минут и весь флот за это время пройдет пол дистанции. Давно уже лучшие на сегодняшний день судьи по кайтингу (П.Воногов, Д.Яржембовский) ставят на знак контролеров которые восстанавливают знак, а гонщики просто штрафуются за касание знака. И любой опытный кайтер, гонявшийся в Питере, это знает - зачем нужно писать такие ГИ остается загадкой.

3. Сигнальные флаги стартовой процедуры должны быть видны. Если старт организован левым галсом, сигнальщик не должен располагаться у левого знака. В этом случае он находится за спиной у гонщиков. Если сигнальщик не может пройти 100 метров до другого знака, то необходимо хотя бы дублировать флаги хорошо слышным звуковым сигналом.

4. Информация о начале очередной гонки должна своевременно доводиться до всех гонщиков, находящихся в зоне парковки и старта, чтобы не получилось так, что лидеры опаздывают на старт.

5. Не стоит так писать Положение, чтобы потом его приходилось нарушать. Если воскресенье было отведено в Положении под скоростные гонки, то кто-то из гонщиков мог уехать в субботу и проведение в воскресенье гонки курс-рейс, не способствовало бы соблюдению принципа честной спортивной борьбы. Если нет уверенности, что трех дней хватит на основную программу, нужно предусмотреть возможность проведения гонок курс-рейс в любой день.

6. Если условия проведения Марафона требуют наличия нестандартного оборудования (тут было предложено иметь спички и нож), об этом нужно писать в Положении (тем более что место проведения марафона не меняется уже многие годы и условия Организаторам хорошо известны), а не объявлять об этом накануне вечером, когда уже купить даже спички негде.

7. После соревнований Итоговые протоколы должны быть доступны сразу а не через неделю.

8. Старшую возрастную группу (от 40 лет) надо отмечать на награждении. Конечно, делить призовой фонд еще и на ветеранов жалко - это понятно, но на грамоты и медали «разориться» можно было. Праздник Севера – единственные соревнования по кайтингу, которые не отмечают ветеранов (Гаращенко в Екатеринбурге тоже не награждает ветеранов, но он и не стремится сделать соревнования массовыми). На кайтерах-носорогах держатся традиции и дух этого вида спорта, и если они не будут ездить – соревнования много потеряют. Это уже поняли все организаторы кайтовых ивентов Российского уровня.

Возврат к списку