Режим работы
пн-пт: 10:00-21:00; сб-вс: 08:00-23:00
+7 (916) 601-15-46
 
10.01.2010. Новое по старому. Соревнования по сноукайтингу в Екатеринбурге "Ural Cristmas" 2 - 6 января 2010. Проблемы судейства и не только. Юрий Шувалов.

10.01.2010. Новое по старому. Соревнования по сноукайтингу в Екатеринбурге "Ural Cristmas" 2 - 6 января 2010. Проблемы судейства и не только. Юрий Шувалов.

Практически пропустив прошлый сезон, уйдя изо всяких «экстремальных» видов в сторону простого, «классического» парусного спорта, я не предполагал, что еще раз буду писать про всякие зимние погонюшки. Ну, уже столько всего было написано, и, простите, нака… Кажется уже все, больше не о чем. Но жизнь, как всегда, интереснее любых предположений, ну, и идет, опять же, по спирали, по левой, в общем, резьбе.
Итак, поехали мы в Екатеринбург. Дело привычное, дорога недальняя, машину, один черт, чинить. Собрались. Тут надо отметить, что многие правильные товарищи мне часто пеняют на то, что пишу я больно негативно, так вот, хочу сразу же оправдаться: дорога была замечательная, снежная, обмороженная и больших трудностей не вызвала. Опять же на позитиве – гостеприимство на Урале всегда на высоте – подобрали, обогрели, поселили. В номере тепло, в туалете вода, в столовой - еда. Вполне достойный комплекс, чтобы провести новогодние каникулы. Думается, хватит о хорошем? По-моему, достаточно.
А про все остальное, чтобы написать, надо какой-то план изложения иметь. Начнем с простого – с цели. В смысле, зачем это все в принципе устраивать? Как всегда отметаем недостойные предположения о славе организаторов и спонсорских пожеланиях. Это все мелко. Берем Положение, его готовят организаторы и там обычно все написано.
«1. Цели и задачи
- привлечение внимания общественности к проблемам молодежи;
- пропаганда активного образа жизни через экстремальные виды спорта;
- популяризация сноукайтинга в России;
- развитие отношений между клубами, спортивными школами, спортсменами из различных городов России;
- повышение спортивного мастерства;
- определение сильнейших спортсменов.»

О как! Не больше и не меньше – «привлечение», «пропаганда», «популяризация», ну, и конечно, «определение» и «повышение».
Вот тут сразу вопросы. Так это «Кубок России»? Тогда «повышение» и «определение», тогда зачет, гонки без ограничений, условия любого уровня экстремальности, жесткое бескомпромиссное судейство и прочее. Тогда понятно. Правда имеются мелкие шероховатости, ну, например, если Кубок, то допуск и отбор, обмер всякий и прочие глупости.
Правда, если к целям вернуться, то на первом месте «пропаганда и популяризация». (Про привлечение внимания общественности к проблемам молодежи, катающейся на кайтах, я говорить не буду). Так вот, если эти самые, «пропаганда и популяризация», то требования совсем иные – зрелищность, доступность для участников разных уровней, удобство, мягкость судейства и так далее.
Мне кажется, разница очевидна – какая цель, такие и средства.
Так какие же средства были использованы?

Акватория. По роду своей основной работы часто приходится бывать на Урале. Более неудобного места для кайтинга, мне кажется, в регионе найти сложно. Закрытая для ветра акватория, линии электропередач прямо на выходе, большое расстояние до ближайшей гостиницы, маленькое теплое помещение на берегу, отсутствие места для подготовки лыж, перечислять можно долго. Да, кстати, практически полное отсутствие зрителей. Для Кубка нормально, для «пропаганды и популяризации», как-то не очень. Что за идея? Организаторы ее знают… Нам она неведома.

Судейство. О, радость! Кайтинг признали в ВФПС! Польза от этого мероприятия для кого-то бесспорна, для кого-то сомнительна. Не о том разговор. Нам-то от этой организации чего хотелось бы? Порядка, опыта, организованности. С этим проблем не было. В качестве первого опыта – старт по ветру. Можно, конечно, но если любые правила открыть, там что-то про лавировку со старта написано. И, похоже, неспроста. Так почему здесь на «тяп-ляп»? И так сойдет? На Кубке России? Странно.

Правила. Опять же, цитата из Положения:
«4. Правила проведения соревнований
Соревнования проводятся согласно правилам АКР 2004 г., IKA (компиляция), FFVL (компиляция), настоящего Положения и Гоночной инструкции».

Какая может быть компиляция из АКР 2004 и IKA? И кто, с какого перепугу ее подготовил? И почему по-тихому? Нам тоже интересно! Столько времени над правилами бились, а тут, на тебе – компиляция! И что опять же интересно, судейская бригада пользовалась правилами ISAF, о которых в Положении ни слова. Опять компиляция? А АКР 2004 и уж тем более Правила IKA, у кого-нибудь в наличии были?
Ладно, Бог с ней, с компиляцией (слово уж больно понравилось). Но инструкция-то, гоночная, по любым Правилам пишется судейской бригадой. Ну, не может в инструкции, написанной лучшими судьями России, стоять знак равенства между «отложенной» и «отмененной» гонкой! Детям с оптимистического горшка понятна разница этих определений. Перебирать все перлы данного документа не буду, по-хорошему, это работа Комитета по судейству при Президиуме ВФПС. Но к нашему вопросу – это Кубок или «пропаганда и популяризация»? Или просто халтура и дискредитация зарегистрированных во Всероссийском календаре ВФПС соревнований?

Фенечки. В каждом виде парусных соревнований есть свои фенечки. Понятно, что крейсера и дети гоняются немножко по-разному. Так вот, в кайте, как это ни смешно, тоже есть особенности организации. Номера маленькие – финишная линия короткая. Холодно, ждать долго нельзя – появляются зачеты по кругам. Паркинг – обязательная часть дистанции! И вот что удивительно, движение на снегоходах по паркингу запрещено! И водители проинструктированы! И сам паркинг располагается в строго определенном месте по отношению к стартовой линии! И совершенно не обязательно, чтобы место паркинга предельно точно совпадало с зоной проведения фристайла! Вы скажете, мелочи? Ну, так если мелочи, почему не сделать? Кстати в АКР это все подробненько описано. Если не компилировать, конечно…. А самое обидное, что количество сломанных копий по этим мелким вопросам в Питере, Тюмени, Ростове, Мурманске и других городах уже давно позволило бы создать непроходимый частокол вокруг любого паркинга. Нет, опять все заново…

Участие Комитета по кайтингу и дискредитация идей ВФПС.
Вошли в ВФПС. Увидели определенные требования. Сделали вид, что их не заметили. Все понятно, с первого раза всех в колхоз не загонишь. Да и не надо. Каждый сам выбирает, нужно ему членство где-то там или нет. Но тогда надо делать плавный переход. Как описано у Ражева, например:
«От официальных представителей ВФПС поступили новые данные по регламенту Чемпионата России-2010. Принимать участие в Чемпионате России по парусному спорту могут только те, кто состоит в ВФПС. Однако для участников нашего чемпионата сделано исключение, и выйти на старт не помешает отсутствие у спортсмена членской книжки. Но, если участник рассчитывает занять хорошее место в итоговом протоколе и выполнить нормативные требования по присвоению званий «мастер спорта» и «кандидат в мастера спорта» (МС и КМС), то он обязан на момент проведения чемпионата быть в рядах ВФПС. Норматив выполнения требований на присвоение звания «мастер спорта» – занять с 1 по 5 места либо в курс-рейс, либо в марафоне. Участники, занявшие места с 6 по 10, выполняют норматив КМС. Влиться в ряды ВФПС можно при подаче заявки на участие, заполнив заявление и уплатив 700 рублей годового взноса».
Да, должны, но всё понимаем: условия переходного момента и так далее. Пока разрешим, но если хотите конфету, то милости просим. Можно и по-другому – хочешь участвовать в Кубке – оплати членство, а так будешь гоняться в «Ural Christmas». Можно по-разному. Не стоит только делать вид, что требования организации, в которую мы вошли, нас-то как раз и не касаются. Это как-то неправильно.

Безопасность. Еще во времена наших распрей с глубоко мной уважаемым Димой Яржембовским одним из ключевых вопросов кайтинга был вопрос безопасности. И с Димой, мы, кстати, сошлись во мнении, что безопасность на льду, она только отчасти для спортсменов. С другой стороны, она для организаторов и судей. Все приписки на бланке заявки про «свой страх и риск» очень маловероятно будут учтены самым гуманным судом в мире. На случай какой беды.
Мороз за двадцать. Обмороженных – полфлота. Может скорая где есть? Может где-то и есть. А пока советуем молодым пацанам с обмороженными руками засунуть их в горячую батарею! Кто пробовал, может рассказать, что получается. Лучше только под горячую воду, тогда лопнувшие сосуды будут самым мягким наказанием.
Глупо и самонадеянно с моей стороны напоминать организаторам о капризах уральской природы. Шквал с бураном быстро рассеет флот (как это было разок в Новосибирске). А собирать как? А кого? А мы на старте не регистрируемся! Да и при сходе с гонки тоже. Считать вечером в номерах будем? Кто к своей рюмке не подошел? К этому моменту на неё уже хлеб черный можно положить…
Интересно, а сколько раций было у судейской бригады? А чьи номера телефонов были написаны в качестве спасательных? А что предполагалось делать в случае, если бы в порыве ветер зашел на пресловутую ЛЭП? Кайт на проводах это даже круче, чем кайт от Любимцева через автодорогу с плотным движением…

Это все, понятно, мелочи. В основном понравилось. Тусовка хорошая, люди замечательные, длина дистанции подходящая, снег пушистый. А уж если по персоналиям проехаться, так и вообще дух захватывает! Анна Деянова сразу после операции по шесть часов на льду! Ден Геращенко – Фигаро тут, Фигаро здесь – везде! Секретарский судейский корпус примороженный к стартовым флажкам!
На самом то деле, круто всё… и привычно…
Вот только мелкие неровности подрихтовать, и всё, всё в шоколаде… Как будто и не было последних семи лет…

SHU 117. Москва, 10 января 2010 года

Возврат к списку