2022.02.15 Еще раз о лыжах для сноукайтинга и не только. Виктор Гладышев
Еще раз про лыжи. Сноукайтинг и не только.
Для кайтинга плохо подходят современные горные лыжи для карвинга. Если вы катаетесь на горных лыжах профессионально, то, скорее всего, понимаете, чем современные лыжи отличаются от лыж «олдскул», и эта статья не для вас.
Чем же современные горные лыжи отличаются от тех, на которых мы катались лет 30 назад (их называют по-разному: классика, олдскул, макароны)? Что за революция произошла в лыжестроении, почему дети за пару лет начинают кататься лучше взрослых, которые стоят на лыжах по 10 лет, и почему современные лыжи для карвинга плохо подходят для катания за кайтом (или с кайтом)?
Современные лыжи «сами» едут по дуге малого радиуса, если их правильно закантовать, и загрузить. Происходит это потому, что лыжи имеют ярко выраженную талию (боковой вырез).
Дугу нужного радиуса лыжа проходит при правильном угле закантовки. Лыжи для специального слалома имеют радиус поворота 13 м, лыжи для гигантского слалома – 18-27 м, лыжи для скоростного спуска – 40+ м. А классические старые лыжи имели все примерно один и тот же радиус поворота в районе 30 м.
Почему же раньше не делали лыжи с R13? Ведь ворота в слаломе стоят часто, и для слалома нужен радиус 10 – 13 м.
Что мешало сделать большой боковой вырез раньше?
Чтобы лыжа с большим боковым вырезом ехала по заданному этим вырезом радиусу, нужно чтобы лыжа равномерно прогнулась, и коснулась своей талией склона. При этом, желательно, чтобы нагрузка на кант была примерно одинаковой по всей длине лыжи (стрела прогиба). Если мы делаем большой вырез, нам нужно, чтобы лыжа была достаточно гибкой, иначе мы не сможем ее прогнуть. Т.е. нужно сделать мягкую лыжу.
Отлично, делаем мягкую лыжу, она при закантовке может прогнуться и «дотянуться» средней частью до склона, и будет писать нужную дугу! При этом радиус дуги окружности будет зависеть от угла закантовки. Чем он больше этот угол - тем меньше радиус. И так все это работает, но только на мягком склоне.
Как только склон становится жестким, и лыжа опирается на него только кантом (т.е. самым краем), возникают большие торсионные нагрузки. Лыжа скручивается, середина под ботинком закантована, а носок и пятка «хотят лечь» на склон, и кант перестает эффективно держать. Это торсионное усилие тем больше, чем больше разница между шириной талии и шириной носка и пятки. Т.е. лыжа, если к ней предъявляется требование держать на жестком склоне (спортивная трасса, например), должна иметь высокую торсионную жесткость. Т.е. налицо два противоположных требования для лыжи с большим боковым вырезом: достаточная гибкость в продольном направлении, и большое сопротивление скручиванию (высокая торсионная жесткость).
Только современные материалы и технологии склейки позволили сделать лыжи с большим боковым вырезом, которые гнутся так, что могут «дотянуться» талией до склона, и не скручиваются на жестком склоне. Раньше такие лыжи делать просто не умели, поэтому и не было карвинга в нашем сегодняшнем понимании этого стиля катания.
Вы вероятно замечали, что современные лыжи для фрирайда (широкие) гораздо тоньше слаломных лыж такой же длины. Теперь вы понимаете, почему они тонкие (1) потому что они должны хорошо гнуться, чтобы большой боковой вырез работал; но и лыжи с не очень большим боковым вырезом, которые используются для целика, должны быть гибкими, 2) чтобы на них можно было «всплывать» в пухляке, не сидя на пятках). Но если лыжи тонкие, они не могут иметь большую торсионную жесткость, вот почему фрирайдовые лыжи никогда не будут держать вас на жестком склоне так, как узкие (и более толстые) лыжи для трассы.
А что в кайтинге? В сноукайтинге вам нужно, чтобы лыжи ехали прямо, в противном случае вы не сможете поддерживать курс, лыжи будут выводить вас на ветер, и вам придется постоянно сбрасывать носки лыж под ветер (а проскальзывание уменьшает скорость). Т.е. для сноукайтинга нужно выбирать лыжи с большим радиусом поворота. Это современные лыжи для скоростного спуска (R >40м, длина до 218) – от 20 т. р. за новые лыжи с платформой, или старая слаломная классика с R около 30 м (не указывался на старых лыжах) – от 2 т. р. с креплениями, или специально сделанные именно для сноукайтинга кастомные лыжи (от 35 т без креплений). «Классику» для сноукайтинга лучше выбирать спортивного класса все по тем же причинам: правильная стрела прогиба и высокая торсионная жесткость. Может повезти найти классические лыжи для гигантского слалома GS, супер-гиганта SG, или скоростного спуска DH (все труднее и труднее найти такие лыжи из докарвинговой эры).
Что еще важно в лыжах для сноукайтинга. Хорошее скольжение – это еще важнее в сноукайтинге, чем в горных лыжах. На склоне, если лыжи плохо едут, вы можете направить их вниз по склону, а под кайтом, если лыжи плохо едут, вы будете отставать от кайта, кайт будет выходить на край ветрового окна, и терять тягу, вы будете ехать еще медленнее, пока не остановитесь совсем.
Т.е., выбирая старые классические лыжи, нужно обращать внимание не только на модель (спортивные или экспертные), но и на состояние скользящей поверхности и кантов. Скользящая поверхность не должна быть пересушенной (хранилась в тепле без парафина) или перегретой утюгом. Если с царапинами вам поможет справиться лыжный сервис (зальет, отшлифует, нанесет структуру за 2-4 т. р., и этого вам хватит на всю жизнь), то восстановить седой пересушенный скользяк будет невозможно. Он не будет брать парафин и нормально скользить.
Канты должны быть достаточной ширины. Часто спортивные лыжи имеют остатки канта шириной около 1 мм, т.к. их много точили. Скорее всего, у таких лыж и толщина пластика сильно уменьшена (можно определить по высоте канта на виде сбоку), на льду тонкий пластик может легко отслоиться от канта, и лыжи отправятся в помойку. Вам будет жалко времени и денег, затраченных на доведение лыж до ума.
Будете выбирать лыжи – обращайтесь, поможем.