2022.11.28 Вингфойл. Сноувинг. Освоение со Школой ветра. Виктор Гладышев
Вингфойл. Сноувинг.
Эволюция индивидуального паруса: - Виндсерфинг, зимний вариант – парусная лыжа (и множество снарядов скольжения под разные покрытия и разные дисциплины: двухлыжка, трехлыжка, сноуфер, таракан, яйсборд, монолыжа).
- Скимбат – свободный каркасный парус, напоминающий уменьшенный дельтаплан. Используется зимой с коньками и горными лыжами по ровной поверхности, с лыжами или сноубордом, при использовании в горах.
- Кайт, кайтсерфинг, зимний вариант – сноукайтинг (лыжи, сноуборд).
И вот когда наука и эксперименты, а также новые материалы, позволили создать конструкцию подводного крыла, которая устойчиво едет не «высовывая» часть своих крыльев из-под воды на воздух (фойл), это крыло тут же пришло во все виды индивидуального парусного спорта: виндсерфинг – виндфойл, кайтсерфинг – кайтфойл, скимбат – вингфойл. А в мировом спорте, фойл стремительно вытеснил из соревнований доски без подводных крыльев.
С появлением подводного крыла, изменилась и конструкция свободного паруса. Теперь вместо жесткого каркаса из дюралевых труб, стали использовать надувные трубы, аналогичные тем, которые используются в надувном кайте – несущий передний баллон и нервюры (чаще - одна центральная нервюра, являющаяся одновременно и гиком, за который спортсмен управляет крылом). Скимбат стал легким, плавучим и получил название ВИНГ, а вид спорта – вингфойл, а зимой – сноувинг, или зимний винг.
Преимущества и недостатки винга.
Преимущества: - компактность,
- малый вес,
- быстрота снаряжения, - отсутствие строп,
- возможность глиссирования (выхода на подводное крыло) уже при ветре 4-5 м/с,
- очень быстрое освоение винга зимой (достаточно одного часового занятия в подходящих условиях, и вы уже катаетесь)
Недостатки: - парус близко к земле, поэтому вам доступен только приземный ветер на высоте не более 3 м (обратная сторона отсутствия строп),
- чтобы винг держался в воздухе, и вы могли осваивать этот снаряд, необходим приземный ветер от 3 м/с (для освоения виндсерфинга достаточно ветра 1 м/с, а хороший кайт-парафойл взлетает уже при ветре 2 м/с),
- чтобы поехать по снегу с вингом, приземный ветер д. б. не меньше 6 м/с. Для сравнения, катание по снегу за кайтом возможно уже при 3-4 м/с, т.к. вы можете взять кайт большой площади, и использовать ветер на высоте 20-30 метров, а он там почти вдвое сильнее, чем на высоте вашего роста. Именно из-за этого недостатка, сезон сноу винга в Москве довольно короткий: это начало зимы, когда снег еще не закрыл лед, и весна, когда снег подтаял и вы едете практически по льду.
Освоение винга. Начальный уровень.
Как правило, к вингу люди приходят из виндсерфинга и кайтсерфинга. Увидев, как снаряд на подводном крыле беззвучно скользит на высоте полметра над поверхностью воды (не важно, что это: виндфойл, кайтфойл, или вингфойл), очень хочется попробовать это чудо. Особенно, когда ты видишь, что для глиссирования (в случае фойла – выхода на крыло) достаточно меньшего ветра, чем для традиционных снарядов. А ветра в нашей средней полосе всегда не хватает.
ЗИМА. Если у вас был опыт в виндсерфинге и/или кайтинге, и есть небольшой навык коньков или горных лыж, то для того, чтобы поехать с вингом зимой, вам может хватить 20-ти минутного занятия с инструктором. Именно столько времени нужно, чтобы научиться управлять свободным парусом: научиться переворачивать винг (аналогично тому, как переворачивается надувной кайт), удерживать его в воздухе, добавлять тягу и сбрасывать тягу. Через 30 минут можно начинать кататься по льду или снегу. Для катания по льду хороши коньки и достаточно ветра уже 3 м/с, для катания по снегу - ветер от 6-7 м/с и горные лыжи.
Если у вас нет парусного опыта, то ориентируйтесь на 40-60 минут занятий без снарядов для скольжения. Когда вы научитесь уверенно управляться с крылом, переворачивать его, перемещаться с вингом галсами на ногах и менять галс, можно надевать на ноги лыжи или коньки.
ЛЕТО. Обязательное занятие с вингом на берегу, аналогичное занятию зимой без снаряда для перемещения, только ходить с вингом не обязательно, можно менять галс, переступая на месте.
Опыт виндсерфинга поможет вам чувствовать ветер и остроту хода, опыт SUP-серфинга поможет держать равновесие без опоры через руки. Но и без соответствующего опыта, освоение вингфойла под силу любому.
Когда вы почувствовали, что можете управлять вингом, и он не цепляет ухом за землю (или понтон), пора на воду. Обучение на воде начинается с освоения перемещения с вингом в водоизмещающем режиме на любой доске достаточного объема. Это может быть большая (от 180 л) швертовая доска для виндсерфинга, или САП с дополнительными плавниками, или учебная надувная доска для вингфойла с дополнительными плавниками. Упоминание дополнительных плавников не случайно, они (или шверт) нужны для того, чтобы двигаться против ветра. Нужно научиться двигаться против ветра. Это обязательный навык, который необходим, чтобы уметь вернуться, и чтобы научиться работать с вингом на минимальных углах атаки.
Все это можно освоить и без школы, и без инструктора, т.к. винг – снаряд не экстремальный, и если у вас есть нужное оборудование (винг, САП с доп плавниками), то вы сами сможете это освоить. Имейте с собой перчатки для плавания, они помогут вам вернуться, гребя на доске руками, волоча за собой винг. Мы в Школе ветра используем для освоения винга в водоизмещающем режиме САП-доски Shaman с двумя дополнительными плавниками, и доски для виндсерфинга, которых в Школе ветра в избытке.
Когда вы научились вырезаться в водоизмещающем режиме, и уверенно возвращаетесь с вингом в точку старта, можно брать доску с фойлом. Для начального обучения выходу на подводное крыло, мы в Школе ветра используем большую (167 л) и довольно длинную надувную доску F2 с фойлом площадью 2200 см2. Этот учебный комплект хорош тем, что позволяет выйти на крыло без пампинга – длинная доска неплохо разгоняется в водоизмещающем режиме, и фойл отрывает вас от воды при ветре уже 5-6 м/с.
Если у вас есть опыт в виндсерфинге или кайтинге, на этом этапе вы уже можете обойтись без инструктора, просто берете оборудование в аренду и пытаетесь выйти на крыло. Не старайтесь взлететь высоко, старайтесь лететь на минимальной высоте от поверхности воды: взлетел, коснулся воды днищем доски, снова взлетел. Поначалу довольно трудно найти правильное положение ног на доске и правильную их загрузку, но это приходит с «налетом часов».
Главная сложность, с которой столкнулся я при освоении вингфойла – это удержание равновесия в водоизмещающем режиме на досках малого объема. Когда вы освоите катание на доске 167 литров, и захотите в сильный ветер кататься на досках меньшего объема (90-120 л), чтобы они не так парусили, и легче стартовали, вам регулярно придется оказываться в водоизмещающем режиме (после падения, после смены галса). Особенно часто это будет происходить на внутренних водоемах в городах, где ветер «то потухнет, то погаснет». На чопе, без опоры о мачту (как на виндсерфинге), или на планку (как в кайтсерфинге), это и сейчас для меня, через один сезон катания в Москве, представляет сложность.
Освоение винга. Развитие.
Освоив глиссирование на фойле, вы захотите: - научиться пампить, т.е. размахиваться вингом так, чтобы быстро выйти на крыло, когда ветра не хватает, и поддерживать глиссирование при провале ветра,
- научиться делать повороты фордевинд,
- научиться делать повороты оверштаг, -
- ходить в сильный ветер.
Для более быстрого освоения всех этих элементов, в Школе ветра есть несколько вингов, и несколько досок с фойлами разной площади.
Например, фойл INDIANA, невообразимо большой площади 2300 см2 позволяет максимально быстро освоить повороты, т.к. обладает фантастической устойчивостью даже на малой скорости (при слабом ветре), а фойл REEDIТ 1480 см2 позволяет ходить круто к ветру в довольно сильный ветер.
Как вы поняли, осваивать винг лучше начинать зимой, так же, как и кайт, потому что твердое покрытие привычней человеку.
Приходите в Школу ветра и осваивайте винг. Вингфойл – третье измерение вашей жизни с ветром!