Режим работы
пн-пт: 10:00-21:00; сб-вс: 08:00-23:00
+7 (916) 601-15-46
 
05.03.2008. Как ехать быстро. О результате в соревнованиях по сноукайтингу. Виктор Гладышев.

05.03.2008. Как ехать быстро. О результате в соревнованиях по сноукайтингу. Виктор Гладышев.

В зимнем сезоне 2007-08 на этапах Кубка России в дисциплине курс-рейс и марафон заявлялось уже более 50 участников. И почти у каждого из этих гонщиков были причины именно соревноваться, а не просто кататься.
Конечно, есть те, кому нужно «оторваться по полной», и соревнования – уважительная причина, чтобы свалить из дома, а строчка в итоговом протоколе – отмазка. Есть те, кто выходят на старт за компанию, кто-то – по другим причинам, но таких не много.
В данной статье хочется проанализировать, почему люди, которые хотят совершенствоваться, и которым важен результат, т.е. место в итоговом протоколе (ИП) выступают гораздо ниже свои возможностей.
В России много сильных гонщиков (не менее 30), которые ездят быстро. К таковым я бы отнес всех, кто пришел в десятке хотя бы в одной гонке любого этапа. Они молоды, давно занимаются кайтингом, много лет участвуют в соревнованиях, имеют неплохой кайтовый гардероб, и каждый из них является отличным спарринг-партнером для любого из первой 5-ки российских гонщиков. Однако, в ИП, они почти всегда оказываются ниже 10-го места.
Например, на 2-м этапе Кубка России 07-08 в Тольятти 4-ка призеров в основном зачете и среди ветеранов совпала:
1. Пузанков 51 год;
2. Ражев 42 года;
3. Гладышев 47 лет;
4. Шувалов 45 лет.
Дальше примерно такая же молодежь – 5. Васьков 39 лет; 6. Минаев 43 года. А где же остальные, в том числе быстрая, сильная, агрессивная молодежь? А вот они: гонщик X – приходы 44, 8, в сумме 22е место; гонщик Y – приходы 5, днф, в сумме 27-й, гонщик Z – днс, 4, в сумме 32-й; список можно расширять.
Понятно, что условия гонок были специфическими, но такую картину мы можем наблюдать в любом итоговом протоколе кайтовых соревнований. Распределение мест не является функцией такого качества гонщика как его умение ехать быстро.

В чем причина того, что некоторые гонщики – носороги (термин Д. Минаева) всегда попадают в 10-ку, а другие, которые могут ехать быстро, а временами - очень быстро, не попадают в 10-ку или с трудом за нее цепляются.
Один из основных факторов, на мой взгляд – мотивация, а с мотивацией напрямую связано то, насколько человек дорожит своим временем. Для участия в Этапе Жигулевское море 2008 нужно было 6 суток с дорогой. Было два старта, т.е. цена одной гонки, продолжительностью 1.5 – 2 часа составляет 3-е суток. Может ли человек, которого интересует результат и его собственная эффективность, опоздать на старт?
Ответ очевиден. А если хотя бы в одной из гонок короткой серии Вы не финишировали, то место в ИП будет далеко внизу. Т.е. с точки зрения результата, цена одного днф/днс - 6 дней жизни (гоночной жизни, конечно).
Помимо места в ИП каждый старт важен и с точки зрения совершенствования мастерства. Именно на дистанции, в преодолении своего «не могу», в адреналиновой борьбе с теми, кто сильнее, вы растете и учитесь новому. Да и вспомнить потом есть что.
Что же все-таки нужно делать, если Вам кажется, что с мотивацией все в порядке и Вы решили участвовать в соревновании и оказаться в верхней части ИП?

Подготовка. Она начинается перед поездкой. Выясните, какая дорога в районе дистанции и прогноз погоды на время гонок. Выберите и подготовьте лыжи (под лед, под снег, под оттепель, под мороз и т.д.).
Экипируйтесь по погоде (бахилы, белье, перчатки, сушилки для ботинок). Нанесите мазь на лыжи еще дома. Если в день приезда у Вас будет мало времени на тренировку, это сэкономит вам час (ведь цикля у Вас всегда в кармане гоночной куртки, и снять парафин вы сможете за 3 минуты прямо на льду).

Если есть возможность – приезжайте на место на день раньше, чтобы потренироваться. Чем больше времени у Вас будет для знакомства с акваторией, тем лучше.
Заранее снабдите все ручки кайтов своей гоночной линейки «летучками» (устройствами для регулировки длины клевант). Судорожное перекидывание ручек и строп с купола на купол перед стартом не способствует хорошему настрою и результату.
На месте. Вечером накануне каждого гоночного дня подготовьте лыжи. Если сил на полноценную подготовку уже нет, то поточите лыжи и положите парафин. Почистит лыжи можно и утром в качестве зарядки.

Питание. Наш вид спорта не требует особой физической выносливости, на которую может повлиять диета, поэтому я никаких соревновательных диет не практикую. Основная рекомендация – не экспериментировать с незнакомыми продуктами и местными напитками. Суета с поиском таблеток от живота и от головы не способствует хорошим результатам.
Занятия кайтингом вызывают значительную потерю влаги, поэтому старайтесь больше пить и, желательно, до завтрака.

Режим. Разницы в результатах в зависимости от того, удалось ли выспаться, я не заметил. Поздний отбой и возлияния усложняют ранний подъем. А вставать на соревнованиях надо рано, если вас интересует результат.

Выход на лед. Бывает довольно обидно приехать на старт и выяснить, что забыл взять что-то, без чего невозможно участвовать (майку-номер, или каску, или г/л ботинки, или навигатор). Имеет смысл составить список того, что надо взять на лед (я делаю это в первый же день), и повесить его на дверь – две минуты работы - и опоздания на старт исключены. Включите в список воду и сухофрукты – очень хорошо утоляют голод не вызывая ощущения тяжести. Если кого-то интересует этот секретный список – пишите – пришлю по почте.
Обязательно возьмите на лед все гоночные кайты, которые у Вас есть. Конечно, если прогноз 10-12, то брать 11-й не обязательно, и можно облегчить рюкзак на 2-3 кг, но опыт показывает, что такая экономия часто приводит к тому, что нужного кайта не оказывается с собой. Т.е. он, любимый, обкатан, оборудован ручками с «летучками», привезен и … лежит в гостиничном номере.
Постарайтесь посетить собрание участников (шкипер-митинг) в начале гоночного дня. На нем вы можете узнать много для себя нового. Например, надо ли и можно ли пересекать стартовую (финишную) линию на кругах, порядок старта, сигнальные флаги и многое другое, что может быть не отражено в ГИ.

Чем раньше вы приедете к месту старта, тем больше времени у вас будет для раскладывания куполов, их настройку под конкретные условия и на разминку.
Если вы делите линейку с компаньоном, располагайтесь в эллинге рядом.
Если есть тенденция к изменению ветра, подготовьте купола смежных размеров, чтобы можно было взять нужный купол непосредственно перед стартом.
Старайтесь, по возможности, не использовать не опробованные кайты в ответственных стартах, обычно это приводит к неожиданным результатам.
Перед стартом необходимо не только разложить кайты, но и размяться. Обязательно покатайтесь до появления тепла в мышцах и общего разогрева. Чем сильнее вы устанете на разминке, тем легче будет справиться с большими нагрузками в гонке.
Если предстоит курс-рейс, пройдите пару кругов по дистанции, посмотрите, как меняется ветер у знаков и в целом по дистанции. Если предстоит марафон, пройдите всеми предполагаемыми курсами и оцените свои возможности – сможете ли вы нести выбранную площадь в галфвинд, не стоит ли взять на размер меньше (а может быть больше).

Если вы выполните эти простейшие рекомендации, то
- не опоздаете на старт,
- будете знать, куда и как ехать,
- лыжи будут неплохо скользить,
- кайт будет самый подходящий из имеющихся,
- вы будете размяты и разогреты,
- со стартом у вас все получится (см. статью «Как ехать быстро. Старт в соревнованиях курс-рейс.»), и вы сможете ехать в свою силу в компании с теми гонщиками, у которых есть чему поучиться.

Удачи и до встречи на соревнованиях!

Возврат к списку