Режим работы
пн-пт: 10:00-21:00; сб-вс: 08:00-23:00
+7 (916) 601-15-46
 
28.01.2009 (дата, когда мне попалась эта статья). Семь мифов о кайтинге. Борьба с ветряными мельницами или ловля ежиков в тумане. Источник http://www.kiteforum.org.ua/index.php?topic=7.0.

28.01.2009 (дата, когда мне попалась эта статья). Семь мифов о кайтинге. Борьба с ветряными мельницами или ловля ежиков в тумане. Источник http://www.kiteforum.org.ua/index.php?topic=7.0.

Человеку свойственно строить догадки о природе непонятных им вещей, а затем свято верить в свои воздушные постройки. Прилепленный к действительности домысел иногда настолько абсурден, что вызывает улыбку. Отсутствие достоверной легкодоступной информации о молодом динамично развивающемся экстремальном виде спорта кайтинге также является причиной появления мифов и иллюзий. Эти иллюзии имели бы право на жизнь, как и любые другие сказки, если бы не становились убеждениями, ограничивающей наше стремление к свободе, к здоровому образу жизни, к движению, к совершенствованию...

Миф 1. Кайтинг – исключительно мужское занятие.

В современном мире женщины управляют корпорациями, летают в космос, танцуют стриптиз и легко справляются с массой других увлекательнейших вещей. Несомненно, мужчинам было бы лестно думать, что кайт – чисто мужское дело, но факты в который раз упрямо утверждают обратное. Подружиться с воздушным змеем проще с помощью внимания и чуткости, чем используя грубую силу. Краеугольным камнем для женщины здесь может стать лишь отсутствие уверенности в своем теле и его возможностях. Кстати, знаете, что в числе призеров мужского зачета нескольких крупных ивентов сезонов 05/06г.г. по кайтсерфингу Светлана Турчина - хрупкая девушка небольшого роста родом из маленького российского городка? Вы уверенны в себе? LETS DO IT!

Миф 2. Из трех покоренных кайтерами стихий (земля – [лендкайтинг/landkiting], снег – [сноукайтинг / snowkiting] , вода – [кайтсерфинг/kitesurfing] ) только последняя являетя более-менее безопасной для катания и обучения. Все остальное – жесть, обучение сноукайтингу и лендкайтингу форменное самоубийство.

Опасность субъективна. Если упорно добиваться травмы, она случится. Понимание процесса вкупе с уверенностью в своих силах и, безусловно, навыками – единственные средства минимизировать потери в любом процессе. Естественно, каждый волен выбирать себе занятие сам, как и свои навыки и знания.
При выполнении сложных трюков риск травм неизбежен. Хотя и кайтсерферам зачастую приходится очень несладко ошибаться, в лендкайтинге и сноукайтинге последствия «уборок» обычно существеннее. Что касается обучения и фрирайда (цивилизованное название кайтового трамваинга), то тут все далеко не так однозначно. Для того чтобы понять о чем речь, давайте слегка пройдемся по теории естественных наук, Ньютон нам в помощь.
Не секрет, что кроме традиционных лени и голода, для движения кайтеру приходится бороться с силами, препятствующими его снаряду перемещаться, т.е. проще говоря, ехать/скользить/глиссировать. В мирУ это банальные трение, сопротивление качению и др. силы (см. разд. «механика» учебника физики). Чтобы быть хорошим кайтбордером не обязательно знать, как они называются, необходимо знать где, когда и при каких условиях создаются те или иные препятствия и быть к ним готовым, выбирая правильный кайт в зависимости от условий и снаряда. Например, маунтинборд (mountainboard, MTB, all-terrain board, ATB) достаточно легко перемещается по ровной поверхности – высохшим озерам, отливным глиняным пляжам, и, конечно же, по асфальту и бетону. Где и как – вопрос скорее возможности выбора и понимания адекватности ожидаемой (или не очень ожидаемой) травмы. Ежу понятно, что пузом по асфальту –гораздо неприятней, чем по траве, но и по траве рекомендовать кататься на маунтине сложно, т.к. вследствие маленького размера колес снаряда на пересеченной местности усложняется управление им и увеличивается потребность в «змеиной силе». Существенно проще лендкайтинг воспринимается в положении сидя, обычно сидя в специальной трехколесной тележке багги (kite buggy). Такая тележка устойчива, падать с нее значительно ниже, опрокидывать сложнее, а главное достоинство багги – большие колеса, создающие меньшее сопротивление движению, поэтому меньшая сила на тот же вес и ветер, меньший змей при тех же скоростях. Как следствие, этот вид отдыха можно порекомендовать даже пенсионерам.
Без сомнений, приятно осознавать, что горные лыжи (ski) или сноуборд (snowboard) обладают одной из самых малых сил сопротивления скольжению. Плотный наст, старательно напарафиненный скользяк, немного ветра и (что немаловажно) адекватный змей подходящего размера – близкие к идеалу составляющие коктейля под названием «хочу ехать сегодня», кстати, не забывайте об инструкторе, он тоже не против, чтобы Вы поехали именно сегодня. Сноукайтиг достаточно прост и комфортен, если соблюдать правила безопасности.
Ну и, конечно, минимум силы ветра необходимо, если не ехать никуда вовсе, то есть, для обучения всему этому разнообразию движений совсем необязательно ждать теплой воды. Правильно подобрать место, выбрать змея под ветер, понять теорию и не торопиться в достижении мега-результатов – это правила комфортного обучения пилотированию даже на жесткой поверхности.
Давайте теперь рассмотрим тот кайтсерфинг, который по определению должен быть комфортным, ибо как это может быть иначе, когда «солнце, море, пляж, девочки…». Стоп. Девочек, пожалуй, на момент обучения попросим постоять в стороне. Не секрет, что для передвижения райдера по воде на кайтборде, нужно прямо со старта набрать скорость глиссирования (в отличие от виндсерфовых досок для обучения, кайтборды не облиадают водоизмещением «микротитаника»), а скорость глиссирования обуславливает потребность в достаточно внушительной кайтовой силе буксировки. И что в результате значит «ошибка на воде» при такой силе? А вот что: мир теряет целостность, делясь на две составляющие: надводную и подводную, причем ожидание перехода из одной половинки мира в другой предательски бесконечно и мучительно тревожно, вода на ощупь становится бетонной, берег вместе с перепуганными девочками приближается катастрофически быстро, а расчековка кайта (критический элемент системы безопасности), так легко находимая на земле, временно исчезает безвести.
…быть может, вернемся к опасному пилотированию на земле?

Миф 3. Начинать обучаться кайтингу обязательно нужно с воды.

Попытаемся определить причины рождения этого мифа – это, скорее, вопрос даже не к Фрейду, а к лучшему искусственному генератору картины мира современного человека – телевизору.
Безопасность того или иного вида кайтинга мы рассмотрели выше. Что касается сложностей постижения кайтовых наук, то следующая цепочка представляется наиболее целесообразной с точки зрения оптимальности учебного процесса и повторения школьного материала на практике: сначала занятия на снегу, закрепление теории практикой сноукайтового сезона, а ближе к лету переход к водным процедурам. Именно в такой последовательности навыки управления кайтом успевают преобразоваться в рефлексы до перехода на скользкую и совершенно неустойчивую поверхность – воду.
В любом случае, начинать нужно тогда и с того, что Вам больше нравится, и что сможете подтвердить на практике по возможности в ближайшем сезоне.

Миф 4. Сначала виндсерфинг попробую, а уж потом, если понравится/не понравится (нужное подчеркнуть - ненужное вычеркнуть), попробуем кайтсерфинг.

Эта мысль не так проста, как кажется поначалу и встречается у разных особей под разными трактовками и с разной персонально-жизненной историей. Фактически, по отношению к конкретному индивидууму она может быть полностью корректной, но вместе с тем, может питаться целым рядом заблуждений.

Виндсерфинг – максимум свободы, скорости, зрелищности, самосовершенствования и позитива. Так было до изобретения кайта. Сегодня виндсерфингу приходится потесниться, на пьедестале активных видов водно-ветренного экстремального спорта. Потенциал полета змея огромен. В небе он смотрится достойно сам по себе, поражая масштабностью, будоража детские воспоминания или вдохновляя на высокие скоростя и технические прыжки. Стремительность движения кайта гармонично дополняет стремительность движений райдера, открывая доселе невиданные возможности сочетания, использования и совершенствования. Получаемые в процессе ощущения невозможно передать словами – их нужно пробовать на вкус. Завтрашняя мечта может стать сильнее сегодняшней.

Виндсерфинг быстрее. Эта фраза правдива по отношению к абсолютному рекорду скорости, но имеет гораздо меньше смысла в прикладном к нашим условиям катании . При минимальных, к сожалению часто свойственных нашей родине, ветрах (5-7 м/с) в споре на скорость кайтер без труда обставит так и не вышедшего на глиссирование виндсерфера. А когда виндсерфер все же сумеет набрать скорость, кайтер уже будет иметь возможность прыгать и исполнять другие высокотехнические элементы..

Ограничения для обучения и занятия кайтингом у нас зачастую больше обусловлены местностью и акваторией, чем ветром. Ограничения передвижения в свою очередь более надуманы, чем реальны. При соответствии оборудования опытному спортсмену вырезаться против ветра не составит труда, хотя, казалось, этого нельзя добиться с помощью летающего только по ветру змея.
А вот ограничения по транспортировке матчасти и сезону катания для виндсерферов вполне реальны. Кто-то пробовал перевозить в общественном транспорте виндсерф-оборудование (3м доска, мачта, гик, парус, а лучше, точнее правильней, два или даже три)? Не смешно, ибо линейку для кайтсерфинга перевезти в поезде достаточно несложно, а зимние фойлы плюс борд и того проще. Кстати, много ли любителей зимнего парусного спорта Вы видели вживую на наших просторах? Зато сноукайтинг прост, относительно дешев и легок. Все больше людей отдают ему предпочтение как альтернативе зимнего отдыха. С кайтом не обязательно зимовать в Египте.
Стоимость комплекта виндсерфинга зачастую отнюдь не дешевле аналогичного по функциональности и состоянию кайтового оборудования. Чаще всего как раз наоборот.

Ну и напоследок несколько слов на тему сравнения обучений. На снегу научиться проще. Но если сравнивать водное обучение кайт- и виндсерфингу, то тут наблюдается забавная тенденция. Базовый курс (безопасность, старт-финиш, передвижение, разворот, вырезание, уход за оборудованием), как не верти, в кайтсерфинге все же считается сложнее, но в прогрессировании, наработке трюков и достижении спортивных результатов виндсерфинг легко догоняет и обгоняет своего младшего собрата по временным затрам и приложенным усилиям. Не верите? Спросите у своего виндсерф-учителя как долго он осваивал «водный старт» и сделайте вывод, учитывая что в программе кайтсерф-занятий этот элемент проходится на 2-й или 3-й день обучения.

Миф 5. Я умею виндсерфинг, скейт, бокс, шахматы и легкую атлетику, поэтому кайтсерфинг – это легко.

Давайте рассмотрим ситуацию детально: сноуборд, горные лыжи – это то, что сделает дорогу к сноукайтингу на полпути короче. Умение управлять парапланом, наверное, сократит дистанцию еще на оставшуюся половину. Лучшей подготовкой к приобретению навыков управления водным змеем, будет вейкбординг (на доске за катером). Виндсерфинг – это понимание теории ветрового окна, понимание курса, уверенное владение доской, которая, кстати, обычно несколько отличной от кайборда формы. На этом перечень общих функций, а с ними и надежда на «панацею обучения» заканчивается. Виндсерфовая тяга статична, шкотовая рука как педаль газа наоборот (на себя – больше, от себя – меньше), а кайт – зверь динамичный, его тяга подобно взлетным характеристикам крыла самолета зависит от скорости, а моментальной системой практически полного сброса тяги обладают только современные дорогие плоскоарочные (flat/BOW/SLE) экземпляры.
Навыки, приобретенные при занятиях любым из вышеперечисленных видов спорта ни при каких условиях не заменят знание теории, правил безопасности, владение информацией об оборудовании, и наличие практики пилотирования, так необходимых на начальном этапе.

Миф 6. Сначала прикупим оборудование, а потом все само станет ясно.

На первый взгляд, здравая мысль, но почему она не приходит на ум, например, парашютистам? (Кстати, Вы никогда не видели скайдайвера, начавшего с покупки самолета и парашюта? Так в чем же заминка?) Сегодня становится все проще купить кайт. И хотя в магазинах спорттоваров среди металлолома фитнес-тренажеров Вам вряд ли удастся разыскать мешок с кайтом, вездесущий интернет легко поможет опустошить кошелек. Следуя привычной бытовой логике, Вы наверняка купите дорогой кусок тряпки и принесете его домой, невероятно счастливые от самого факта покупки. «Что плохого» - спросит нетерпеливый читатель. Да ничего. Пока что. Разложите змей в самой большой комнате на полу, порадуетесь, а на следующий день пойдете запускать его на ближайший пустырь. И тут начнется…
Хорошо, если ветра не будет, хуже если будет, еще хуже когда «передоз». Впрочем, что такое «передоз» Вы не знали – Вам не рассказывали. Т.е. не знали ДО ОПРЕДЕЛЕННОГО МОМЕНТА, который потряс мир… или Вас… уже не разобрать…
После этого, кое-как зализав раны, Вы, скорее всего, не растеряетесь и пойдете искать знакомых, которые умеют запускать эту игрушку… Оказывается, давний товарищ давно все знал и, умел, но тщательно это скрывал. Тем лучше - проблема решена. Если товарищ смелый, то история повторяется с товарищем, а если не очень, то он найдет способ оправдаться перед Вашей повторной неудачной попыткой. Через некоторое время мытарств и целый ряд товарищей, толковых советов и интернет-самоучителей, если кайт все еще не попал в «опалу немилости», Вы все-таки найдете тех людей, который смогут Вас научить. И возможно, еще через некоторое время Вы даже смиритесь с тем, что за эффективное быстрое обучение стОит заплатить денег, причем дополнительно. Редкие индивидуумы выживут и даже, возможно, поедут, самые настырные и самоуверенные предпочтут отложить кайт до следующего сезона.

Альтернативный путь развития этой же истории (модель идеального кайтера в вакууме): человек, на скорую руку обозванный сапиенсом, находит людей, берущихся обучать на своем оборудовании, вызывает их на откровенную беседу, в которой выясняет много разных интересных вопросов, в частности: на каком оборудовании происходит обучение и почему, какие условия и перспективы для катания в нашем /интересующем его/ регионе, что самое сложное в обучении, сколько обычно длится обучение и почему [поскипано много умных и не очень вопросов, на которые получено много адекватных и не очень ответов], и, наконец, какие скидки предоставляются начинающему кайтеру. Ответ на крайний вопрос у каждой школы, наверное, свой. У киевского кайт-центра (kitecenter.kiev.ua), например, сумма базового обучение всегда анонсирована в нагрузку к любому новому тяговому кайту с тем, чтобы обезопасить леса, поля и водоемы нашей планеты от разбивающихся об них кайтеров, а при первичном обучении, что тоже можно считать привилегией гомосапиенса думающего, идет как минимум разовая скидка на оборудование 10%. Получается, что тот же широко любимый «Аерос Гиро» финансово выгоднее купить вкупе с обучением, чем в розницу на троещинском рынке (кстати, если Вам все еще захочется его купить, ибо в процессе можно совершенно случайно узнать и про другие существующие кайты).

Спортивный тяговый змей – непростая штука. И если на горе Вы можете остановиться и подумать, оценить свои шансы в зависимости от сил и возможностей, то в кайтинге все наоборот. Навыки извлечения тяги и управления змеем настолько уникальны, что вероятность возникновения экстремальных ситуаций гораздо выше, чем шансы предвиденья этих ситуаций. Безусловно, самому научиться можно (в конце концов, в любом деле всегда был первопроходец, которому приходилось делать это самостоятельно), но стоит ли это дело затраченных времени и рисков. Выбор за Вами.

Миф 7. Занятие кайтингом наверняка обусловлено родством с Рокфеллером.

Никто не спорит – родство уважаемого американца - достойное занятие само по себе. Но если Вы целеустремленны и умеете добиваться результатов вне зависимости от расстояния к цели, то Вам не избежать награды, несмотря на финансовое состояние.
На самом деле расчет оптимальных затрат – задача непростая и запросто потянет на отдельную статью. Поэтому отдельно имеет смысл остановиться на возможных «экономиях»:
При наличии традиционного сноуборда/ горных лыж и в нагрузку приложенных к ним навыков, стартовать в сноукайтинге не так уж и накладно (от 300 $ за змей – тут главное правильно определить места и стиль катания, статистику ветра, чтобы не пришлось менять или докупать оборудование; 60$ за трапецию).
Для кайтсерфинга попоначалу можно использовать ту же сноукайт- или виндсерфовую трапецию (60$) и любой из имеющихся гидрокостюмов (виндсерф- или тонкий дайверский, 70-150$) б/у стартовый комплект, включающий доску и кайт, может стоять от 500$. Сами змеи для кайтсерфа и сноукайта в небе достаточно взаимозаменяемы, но на обучении и в первое время катания рекомендуется использовать только специализированные кайты.

Реально же помочь определиться с оптимальными затратами, учитывающими Ваши стремления, вес, места катания, амбиции и ряд других параметров, поможет опытный товарищ. Именно поэтому школа киевского кайт-центра (http://kitecenter.kiev.ua) рекомендует рассмотреть вариант покупки оборудования в процессе обучения. Ведь только в такой последовательности Вы узнаете об оборудовании максимум информации, что немаловажно, до его покупки, успеете более-менее определиться со стилем катания, соизмерить потребности и возможности. А стоимость самого курса обучения здесь разумно нивелируется дальнейшей скидкой на новой оборудование."

Ну и напоследок, еще один миф, над которым, быть может, Вы еще не задумывались. Если Ваш спутник по жизни безграничный простор, Ваш стимул - живой ветер, если свобода вызывает у Вас детский восторг, то единожды попробовав кайтинг, Вы вряд ли останетесь к нему равнодушны. Даже и не рассчитывайте, что сможете запросто бросить это занятие!

Статья опубликована на http://www.kiteforum.org.ua/index.php?topic=7.0


Возврат к списку