Режим работы
пн-пт: 10:00-21:00; сб-вс: 08:00-23:00
+7 (916) 601-15-46
 
2019.07 Виндсерфинг. Что делать, когда ветра много? Виктор Гладышев

2019.07 Виндсерфинг. Что делать, когда ветра много? Виктор Гладышев

Тема навеяна вопросом ученика и клиента Школы ветра, который интересовался, почему он не справляется со значительным усилением ветра, и что с этим делать? Таки вопросы возникают у любителей продвинутого уровня катания, когда человек уже катается на бесшвертовой доске, и глиссирует.

Действительно, часто можно наблюдать, как людей дозит и колбасит при усилении ветра, а рядом виндсерферы ходят на бОльших парусах и, похоже, неплохо себя чувствуют.

Многие замечают, что при усилении ветра, часто приходится даже отталкивать гик от себя мачтовой рукой, настолько парус выворачивает, выкручивает. Возникает вопрос, как же, например, эрэсиксеры (гонщики на досках Олимпийского класса RS:X) гоняют на парусах 9.5, а девчонки на 8.5 в очень сильные ветра?

Сложности катания в сильный ветер связаны с несколькими моментами. Вкратце остановлюсь на них.

1. Чем сильнее ветер, тем он более порывистый. Т.е. нагрузка неравномерная. И неравномерность тем выше, чем медленнее идет доска. Когда ваша скорость высока, парус взаимодействует с вымпельным ветром, составляющая истинного ветра в котором может быть меньше половины. И изменения истинного ветра не так влияют на вымпельный. Пока Вы не разогнались,  каждый порыв вы чувствуете как удар в парус.

2. Чем больше ветровая нагрузка на полотно паруса для виндсерфинга, тем больше изгибается рангоут, в основном – мачта. Чем сильнее гнется мачта, тем дальше от мачты перемещается пузо паруса. Именно поэтому возрастает нагрузка на шкотовую руку, а трапеционные шкотики требуется сдвинуть к шкотовому углу. Порывистый ветер заставляет пузо гулять, полностью перенести нагрузку на трапецию не удается, приходится часть нагрузки держать на руках, что очень тяжело.

Что же делать? Из п. 1 следует, что нужно ехать быстрее. Однако, чем быстрее идет виндсерфер, тем больше разница в направлении вымпельного ветра в нижней и верхней частях паруса. Скорость истинного ветра наверху больше (ветер тормозится о воду), поэтому угол атаки вымпельного ветра наверху больше, чем внизу, т.о., чтобы верхняя часть паруса работала,  парус наверху должен быть установлен под меньшим углом, чем внизу. Эта закрутка паруса регулируется галсовой оттяжкой: чем сильнее набит галс, тем больше открывается верхушка паруса.
Т.е. парус нужно настраивать под  ветер. Чем он сильнее,  тем сильнее нужно набивать галс. На многих парусах даже есть отметки, показывающие, как должна провисать задняя шкаторина в верхней части паруса, при настройке на разную силу ветра.

А что же делать с п.2? Как бороться с «убегающим» пузом? Конечно, сильно набитый галс, сильнее изгибает мачту, и уменьшает подвижность пуза. Но очень важна и жесткость мачты. Чем жестче мачта паруса для виндсерфинга, тем меньше она сгибается на порывах, и тем меньше гуляет пузо. Жесткость углепластиковой мачты достигается 1) увеличением толщины стенки а, следовательно, и веса мачты, и 2) увеличением содержания углеволокна. Самые комфортные, жесткие и легкие мачты – это С 80 – С 100, т.е.  с содержанием углеволокна до 100%.

Если вернуться к гонщикам в Формула виндсерфинг, или RS:X, то мы видим, что все эти большие паруса обязательно снабжены галсовой летучкой. Т.е. гонщик может не выходя на берег, и даже не кладя парус (а часто и не теряя хода) изменить набивку по передней шкаторине. В условиях нашего «болотного» виндсерфинга, когда ветер меняется от спокойных 4 м/с до предгрозовых усилений до 12, галсовая летучка – это спасение. Для парусов от 8.5 метров вещь очень нужная.

И, конечно, весь рангоут у этих парусов – это 100С и жесткость мачты больше 30 IMCS.

Что еще может вам мешать в сильный ветер?

3. Слишком большой плавник. Длина плавника должна соответствовать площади паруса. Слишком большой плавник, во-первых создает излишнее сопротивление движению, т.е. вы не можете ехать так быстро, как могли бы, во-вторых, подъемная сила опрокидывает доску под ветер, выламывая вам голеностоп, а на полных курсах излишняя длина плавника значительно усложняет ведение доски.

4. Слишком большая доска. Излишняя площадь днища доски для виндсерфинга, торчащей над водой во время глиссирования, приводит к тому, что ветер (вымпельный ветер!) опрокидывает доску, задувая под днище. Особенно это мешает на острых курсах на встречной волне, когда доска выпрыгивает с волны. Справиться с «кобрением» большой доски довольно сложно, особенно, если не знаешь, что делать.

Виндсерфинг – технический вид спорта. Т.е., не только мастерство владения оборудованием и телом поможет вам в сложной ситуации, но и понимание того, что происходит,  умение настраивать оборудование под ветровые и волновые условия и под себя, и качество самого оборудования. Все это сильно влияет на комфортность катания. Ну и тренировки в сильные ветра желательно не пропускать.

16.07.2019

Возврат к списку